Готовимся к новому сезону

2014-10-2 9:59:00

Готовимся к новому сезону

Как правильно подготовить элеватор к новому урожаю?

На территории Украины расспростанены два типа хранения зерна:вертикальный (железобетонные силоса или металлические силоса) и горизонтальный (склады напольного хранения, бурты, тока).
В данный момент широко применяются металлические силосные конструкции, которые могут быть диаметром до 35 метров и вмещать в себя до 25 тыс. м3. Бесспорно, при хранении такого объема зерна, сохранности необходимо уделять особое внимание.

Сейчас ведется много споров на предмет целесообразности и трудности хранения зерна в металлических силосах. Конденсация влаги, слеживаемость, затрудненный воздухообмен зерна, высота падения-это те факторы, которые негативно влияют на процесс хранения зерна в металлических силосах.
Но если обратить внимание на хранение зерна в ж/б силосах, то тут присутствуют почти все те же негативные факторы. Единственное, такой фактор как конденсация влаги, за счет низкой теплопроводности бетона и градиента температур, практически отсутствует, что в свою очередь, улучшает качество сохраняемого зерна.

Горизонтальное хранение зерна также имеет ряд своих недостатков, но они влияют больше на экономику, нежели на качество хранения зерна. Склад напольного хранения лучше всего подходит для хранения масличных культур и кукурузы. Если взять во внимание склад ZEO-FS от Зерновой Столицы, то конструктивно он избавлен от негативного процесса отпотевания зерновой массы, благодаря двойной стенке.

Категорично давать совет о том, какого вида должно быть хранилище-нельзя, но практика диктует следующее: для злаковых культур – это силоса, а для масличных – склады напольного хранения.
Каждый из вышеописанных способов хранения довольно успешно используются на территории Украины. Однако для того, чтобы зерно полноцнно сберигалось и не теряла своего качества, необходимо тщательно и своевременно подготовить зернохранилища (элеватор) к сбережению уцрожая в новом сезоне.

На что необходимо обратить внимание во время очистки зернохранилища от зерна?

При выгрузке зерна из хранилищ вертикального типа стоит учесть следующие моменты. Если речь идет о металлических силосах, которые имеют в своем основании несколько выгрузочных отверстий, то выгрузку силоса необходимо производить только через центральную воронку. До тех пор пока зерно полностью не выгрузится в центре силоса. Затем можно открывать боковые задвижки. Также стоит принять во внимание, что во время загрузки такого силоса происходит процесс самосортирования и большая часть сорной примеси находится возле стенок силоса. Соответственно, при выгрузке остатков из силоса, остаток зерна может иметь повышенное содержание сорной примеси. Особенно такое наблюдается в случае нескольких полных разгрузок силоса без его зачистки.

Срок подготовки элеватора

Начинать подготовку следует еще задолго до на начала сборки и приемки урожая.

Так, на каждом элеваторе необходимо подготовить, так называемую «техническую базу», то есть, предприятия по мере возможности,стараются полностью освободиться от зерна, провести фумигацию, ревизию и ремонт транспортных элементов, а при неободимости — реконструкцию или техническое перевооружение сберегательных мощностей. Все зависит от того, какие бюджетные средства были запланированы и выделены руководством элеватора на реконструкцию.

По мере ведения технологических процессов на предприятии очень важно проводить мониторинг технического состояния транспортно-технологических потоков для выявления основных проблемных мест. План проведения ремонтных работ на будущий год должен составляться на протяжении всего периода приемки зерна на элеватор в поточном году.

В виду того, что гравитационное и транспортное оборудование подвержено наиболее интенсивному износу – особое внимание необходимо уделить именно этим видам оборудования. Техническая служба предприятия обязана составлять не только дефектные акты на ремонт либо замену узлов оборудования,а и ППР предотвращения непредвиденных остановок из-за поломок.

В связи с сезонностью работы предприятий особое внимание необходимо уделять заблаговременному проведению подготовительных и ремонтных работ в период зимнего простоя предприятия. В первую очередь, руководство предприятия должно составить для себя план и утвердить бюджет проведения плановых ремонтных работ и обеспечить их финансирование в зависимости от ориентировочного бизнес-плана на следующий год. Для правильного составления бюджета ремонтных работ необходимо, в первую очередь, детально изучить журнал проведения ТО основного оборудования и провести подробный анализ оставшихся узлов, подлежащих обслуживанию и ремонту. Только такая схема работы приведет к успешной безотказной эксплуатации транспортно-технологических линий в период заготовки зерна.

Одной из сложностей, с которыми сталкиваются компании в период «технической базы» — это загруженность предприятий производящих элеваторное оборудование. Таким образом, хозяйства и элеваторы, которые затянули с определением перечня необходимого для замены оборудования и своевременным его заказом, попадают в затруднительное положение, связанное с длительностью сроков изготовления и завышенной ценой. Также в период технической базы существует опасность приобретения некачественного оборудования у компаний, которые занимаются перепродажей, произведенного в«гаражных условиях» оборудования без соблюдения всех необходимых этапов в производстве.

Поэтому самое оптимальное время для приобретения оборудование, на наш взгляд, — это зимний период (начиная с ноября месяца), в связи с тем, что предприятия-производители располагают свободными производственными мощностями и заинтересованы взять работу по более интересным для Заказчика ценам.

На что следует обратить внимание

В момент проведения ремонтных работ необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • Наработка оборудования.
  • От нее зависит состояние всех «жизненно важных» узлов оборудования. Поэтому необходимо постоянно контролировать состояние подшипниковых узлов на наличие люфтов, наличие смазочных материалов, целостность корпуса, проверка посадочного места подшипника, его температуру (с помощью тепловизора)и качество вращения( на предмет заклинивания),состояние шарнирных элементов, тяговых органов(на удельное растяжение, на наличие видимых дефектов и повреждений).Также нужно провести ревизию всех ковшей норий, провести проверку скребковых (цепных) транспортеров на предмет состояния скребков на цепи и корпусных детале-на предмет наличия потерстостей. Необходимо определить электронным толщиномером износ корпуса гравитационного оборудования.Проверить продуктивность оборудования вцелом.

  • Проверка качества технологического процесса
  • Уровень и степень технического перевооружения, переоснащения, степени ремонта каждого определяет техническая служба предприятия. Если качество не отвечает нормам и требованиям установленным нормативной базой, то это может привести к нарушениям работы, что

  • Проверка качества технологического процесса
  • Признаки неисправностей систем узлов элеватора.

    Основные признаки неисправности транспортно-технологических систем:

    • Снижение производительности.
    • Аварийные остановки.
    • Прирост поврежденных частиц зерна.
    • Повышение шумовых и вибрационных характеристик оборудования.
    • Смещение оси движения тягового органа, невозможность его регулировки.

    Снижение производительности обуславливается следующими факторами:

    • Нарушение условий загрузки оборудования.
    • Сход тягового органа.
    • Увеличение россыпей за пределы оборудования вызванных протиранием корпуса.
    • Нарушение скоростных режимов работы оборудования.
    • Нарушение сцепления приводного барабана с тяговым органом.
    • Нарушение вращения подшипниковых узлов.

    Аварийные остановки происходят по следующим причинам:

    • Обрыв тягового органа.
    • Остановка приводного узла.
    • Заклинивание подшипниковых узлов.
    • Разрушение приводных барабанов и звездочек.
    • Разрушение органов натяжения и регулировки.
    • Протирание либо разрушение корпуса.

    Прирост поврежденных частиц образуется в следующих случаях:

    • Нарушение скоростных режимов оборудования.
    • Нарушение условий и геометрии загрузки оборудования.
    • Возникновение дисбаланса приводных механизмов.
    • Нарушение оси тягового органа.
    • Увеличение россыпей за пределы оборудования.

    Повышение шумовых и вибрационных характеристик происходит по следующим причинам:

    • Дисбаланс приводных механизмов.
    • Разрушение подшипниковых узлов.
    • Проскальзывание тягового органа.
    • Нарушение регулировки.

    Любая нестабильная работа предприятия, говорит о неисправности, какой либо из систем или механизма. Пусть это система автоматического контроля или маленький подшипник в транспортере. Все это негативно влияет на работу предприятия.

    Для того, что бы принять правильное решение: самостоятельно проводить работы либо привлекать подрядную организацию,-необходимо провести мониторинг транспортно-технологических систем предприятия, о котором упомянуто выше и только после полной оценки технического состояния предприятия можно делать выводы о том самостоятельно проводить ремонт либо привлечь квалифицированных специалистов.

    Бесспорно подготовку предприятия лучше доверить профессионалам, но с обязательным контролем выполняемых работ.
    Четкий план и график выполнения работ – гарантированный успех в подготовке предприятия к новому урожаю.

    Автор статьи: Главный технолог коммерческого департамента ГП «Зерновая Столица»- Марченко Виталий; Главный конструктор Завода Элеваторного Оборудования — Джулинский Дмитрий