Опыт повышения конкурентоспособности зерновых терминалов

2015-06-19 12:14:00

Опыт повышения конкурентоспособности зерновых терминалов

Высокопроизводительное оборудование и экологическая безопасность — важные аспекты современных зерновых морских терминалов

Как известно, аграрный сектор Украины последнее время показывает самые высокие темпы роста.
Это подтверждается положением страны на мировом рынке зерна. В 2013/2014 маркетинговом году Украина вошла в тройку ведущих мировых экспортеров зерна. Согласно данным Администрации морских портов Украины,
в прошлом году на внешние рынки через морские порты было отгружено 32,5 млн.тонн зерна, что на 23,2% больше, чем в 2013 году. Кроме того, в общей структуре экспортных отправок грузов в портах зерно
составило около 30%.



Среди крупнейших компаний поставляющих зерно на экспорт, «Нибулон», «Луи Дрейфус Украина», «Glencore», «Бунге Украина», ГПЗКУ.

Эффективный бизнес – перевалка зерна находится в жестком конкурентном поле.

Опыт работы ГП «Зерновая Столица» с зерновыми терминалами

Опыт работы ГП «Зерновая Столица» с зерновыми терминалами акватории Черного Моря позволил выделить 4 основных проблем создания, работы и функционирования зерновых терминалов:

  • Потери качества зерна при приемке-отгрузке, перемещении, хранении.
  • Высокая энергоемкость и эксплуатационные расходы производства.
  • Низкая пропускная способность.
  • Выбросы в окружающую среду, утилизация отходов.

Потери качества

По результатам мониторинга Министерства аграрной политики предприятий отрасли прирост боя зерна, в том числе зерна кукурузы составляет 2,0…4,0% для перевалочных элеваторов (с полной стационарной механизацией).
При длительном хранении в зерновой массе проходят физические процессы, что приводит к образованию повышенной температуры и влажности внутри. Потери зерновой массы и качества при этом могут составлять более
2-3%, а в случае самосогревания зерновой массы потери могут достигать и 7-10% общей массы, хранящейся в емкостях.
Непосредственно перевалочный комплекс с годовым оборотом 2,2 млн. тонн ежегодно теряет 3,3 тыс. тонн зерна товарной кондиции что составляет порядка 13,2 млн. грн.
Понятно, что каждый зерновой экспортер урегулирует эти моменты с заказчиком. Но мы считаем, что все-таки необходимо реализовывать способы сохранять качество поступаемого на экспорт зерна,
нежели изыскивать решения вопросов в частном порядке.

Наш опыт минимизации и устранения боя выделяет следующие способы минимизации потерь зерна:

  • Замена травмирующего оборудования (ковшовых элеваторов, скребковых конвейеров) на ленточные конвейеры.
  • Перемещение зерновых потоков гравитационным транспортом в щадящих режимах.
  • Щадящая загрузка-выгрузка зерна в транспортном оборудовании.
  • Синхронизация скоростных режимов загрузки-выгрузки транспортного оборудования.
  • Щадящие скоростные режимы перемещения зерна.
  • Минимизация либо полное исключение контакта продукта с элементами конструкций, вызывающими повреждение (тяговый орган скребковых конвейеров, норий).
  • Установка эффективных систем активного вентилирования емкостей.

Высокая энергоемкость и эксплуатационные расходы производства.

Зерновая пыль взрывоопасна. Поэтому зерновые терминалы относят к категории В2. Ежегодно в мире происходит более 50 пылевых взрывов. Имеют место взрывы как отдельных узлов, так и линий в целом.
Последствия пылевых взрывов чреваты человеческими жертвами и разрушением транспортно-технологических линий, что в свою очередь приведет к значительным финансовым потерям.
В связи с приближенностью курортной и жилой зоны к перевалочным производствам остро становится вопрос выбросов в окружающую среду. Так же немаловажным является утилизация аспирационных отходов
и потери массы перемещаемых грузов. Каждый кубический метр выброшенного аспирационного воздуха несет в себе до 800…1200 мг массы продукта. При аспирации перегрузочного комплекса в среднем за
год выбрасывается в окружающую среду до 200 млн м3 воздуха, что составляет более 240 тонн массы транспортируемых продуктов.

Наш опыт борьбы с пылеобразованием говорит о следующем:

  • Установка средств подавления источников пылеобразования.
  • Применение локальных органически встроенных, адаптированных под фактическую схему источников пылеобразования, аспирационных установок обоснованной энергоемкости.

Большинство вышеуказанных проблем устранено на ряде предприятий МТП города Одессы, Ильичевска, Южного.

Эффективность модернизации в цифрах

Особое внимание при модернизации было сосредоточено на минимизации потерь за счет дробления зерна. Непосредственно удельные потери составляли 4-5%-40-50 грн/т.
Так после усовершенствования, оптимизации маршрутов удельные потери сократились до 25-30 грн/т (2-2,5%), то есть на 40%. Удельный экономический эффект определен на ряде предприятий ОМТП и ИМТП
и составляет порядка 17 млн грн за период за 5 лет работы.

Значительным достижением примененных инноваций при модернизации является сокращение удельной энергоемкости производства. Так до модернизации транспортно-технологических комплексов удельные затраты
энергии составляли 1,62 кВт.ч/т, после внедрения новых видов оборудования, технологических линий удельные расходы сократились до 0,62 кВт-ч/т, то есть до 62%. На ряде предприятий установлено,
что экономических эффект модернизации составляет 1,35 млн грн за 5 лет работы.

Основные приоритеты в развитии технико-технологического уровня портового зернового терминала были сосредоточены на увеличение его пропускной способности, уменьшении простоя фрахта морских судов.
Непосредственно до реконструкции удельное время отгрузки 1 тонны зерна составлял 14 мин., а после внедрения усовершенствованных транспортных линий, применение принципиально новых разработок удельное время отгрузки 1 тонны сократилось до 9 мин.,
что составляет 37%. Экономическихй эффект при этом за 5 лет работы составил более 600 тыс долларов.

По результатам внедрения трехуровневой системы подавления источников пылеобразования, источников пылевыделения и локальной аспирации было существенно улучшено внутреннее и внешнее экологическое состояние основных звеньев производства.
Непосредственно запыленность воздуха рабочих помещений уменьшена до 3-3,5 мг/м3, выбросы в окружающую среду составляют 15-20 мг /м3, в то время как эти показатели до модернизации составляли соответственно
250 мг/м3, то есть, превышали норматив в 10-20 раз. Энергоемкость циклонических систем обеспыливания составляла 0,1 кВт / т, загрязнение окружающей среды пылевыми выбросами находилось в объеме от 30-35 т/год.

Применение системы экологической безопасности нового поколения позволило обеспечить показатели уровня международных стандартов «Green construction», «Green Buildings», взрывобезопасное состояние производства на уровне существующих требований
пожарной безопасности и уменьшить загрязнение внешней и внутренней среды более чем в 15-20 раз, снизить энергоемкость процессов обеспыливания в 2-2,5 раза с 0,1 кВт-ч/т до 0,03-0,04 кВт-ч/т., объем выброса минимизировать до 5 т/год.
Суммарный экономический эффект от применения инновационных систем обеспыливания составил в 2005 году 240 000 грн, общая экономия на 2014 год составила более 3 млн.грн.

Таким образом накопленный нами опыт на сегодняшний день реализуется при проектировании, строительстве и модернизации зерновых терминалов Украины, и обеспечивает конкурентные преимущества бизнеса по
перевалке зерна.

Материал статьи размещены также на главном элеваторном сайте страны —Elevatorist.com

Авторы

Гапонюк О.И., д-р техн. наук, профессор Одесская национальная академия пищевых технологий, г. Одесса

Джулинский Д.П., зам.директора по производству ООО «Завод Элеваторного Оборудования»