Опыт проектирования портовых зерновых терминалов

2014-06-25 10:32:00

Опыт проектирования портовых зерновых терминалов.

Опыт проектирования портовых зерновых терминалов. Основные аспекты при строительстве и эксплуатации.

Экспортный потенциал Украины

На сегодняшний день Украина является одним из ключевых игроков на мировом рынке зерна, а ее зерновой и масличный рынки характеризуются четкой экспортной ориентацией. Согласно прогнозам «АПК-Информ»
на 2013/14 МГ, доля экспорта зерновых и зернобобовых культур составит 50%, доля экспорта рапса – 93%, сои – 52% и подсолнечного масла – 89% от общего объема их производства.

2013/14 МГ является рекордным для зернового рынка Украины. Несмотря на погодные катаклизмы, в Украине получен рекордный урожай зерновых, который составил 63 млн. тонн.

Сохраняя на протяжении последних 5 лет 6 место в ТОП-10 мировых производителей зерна, Украина на фоне роста производства зерновых сделала большой шаг вперед в мировой торговле зерном,
значительно увеличив за этот период свою долю в структуре мирового рынка. Согласно данным USDA, в 2013/14 МГ Украина займет второе место в рейтинге мировых экспортеров зерна, оставив позади Аргентину, ЕС,
Австралию, Канаду и Россию. Это, своего рода, прорыв для Украины на мировом рынке зерна.

Основные морские терминалы

Украина обладает самым мощным портовым потенциалом среди всех стран Черноморья. На побережье Черного и Азовского морей находится 13 морских торговых портов (Ренийский, Измаильский, Усть-Дунайский,
Белгород-Днестровский, Ильичевский, Одесский, Южный, Николаевский, Октябрьск, Херсонский, Скадовский, Бердянский, Мариупольский) и 12 портпунктов.

Конкурентная среда

Общих перевалочных мощностей зерновых терминалов в Украине пока хватает для запланированного экспорта. По нашим оценкам около 55 млн. т, при экспорте — 30 млн. т.

Судя по темпам роста валового сбора зерна в Украине, в ближайшие годы урожай может достичь 80 млн. т. в год, а экспорт дойдет до 60 млн. т. Что касается перевалочных мощностей, то они, на наш взгляд,
вырастут до 65-70 млн. т. Для полного насыщения перевалочными терминалами понадобится 2-3 года. Уже сегодня существующие зерновые терминалы занимаются переоборудованием мощностей элеватора для увеличения
производительности приемки, транспортировки и погрузки зерна на судно.

Прошлые прогнозы нашей компании сбылись и мы уже можем наблюдать конкуренцию между терминалами. В лучших позициях те, кто может за
более короткое время принять большее количество зерна с ж/д и авто-транспорта, и, соответственно, загрузить большее количество судов. В 2014-2015 году на полную мощность заработают строящиеся сейчас зерновые
терминалы в Одессе, Ильичевске, Николаеве и Южном.

Очевидно и ни у кого не вызывает сомнения, что основной зерновой грузопоток будет направлен туда, где будут глубоководные терминалы, где железнодорожная и автотранспортная логистика будет эффективно
работать.

«Узкие места» портовых терминалов

Если экспорт через морские порты в Украине вырастет, то главная проблема возникнет не в емкостях для хранения зерна в портах, а в подъездных дорогах.

Основная проблема — узкие и перегруженные дороги на въездах в порты, что создают эффект бутылочного горлышка. Следовательно, необходимо локализировать эти узкие места и увеличить их пропускную способность.
По сути требуется расширение автомобильных дорог в зоне портов с созданием точек отстоя (стоянок) и увеличение количества железнодорожных веток к портовым зерновым терминалам. Решение этой проблемы скрыто
глубоко во внутриэкономической ситуации нашей страны.

Как мы и говорили ранее, украинские порты страдают из-за недостаточной пропускной способности железнодорожного полотна.
На подходах к морским гаваням еще не все участки электрифицированы, а посему грузовым поездам приходится переходить с электротяги на тепловую. Кроме того, на некоторых направлениях необходимо
строительство дополнительного пути, так как полотно не позволяет пропускать необходимое количество товарных составов. Мощность припортовых станций также ограничена и далеко не всегда дает возможность
обрабатывать нужное число вагонов за определенный промежуток времени.

С похожей проблемой столкнулись также и в России, где за 2013-2015 годы на увеличение пропускной способности по направлению к основным российским портам собираются потратить почти 18 млрд. долларов.

Сколько потратят на эти цели в Украине, пока неизвестно, однако какие именно участки придется модернизировать в «Укрзализныце» уже определили. Речь идет об электрификации и строительстве дополнительного
пути на таких маршрутах, как Волноваха-Камыш-Заря-Запорожье, а также Долинская-Николаев-Херсон-Джанкой, Черноморская-Береговая, Колосовка-Николаев.

Ряд частных портовых операторов также заявили о планах по развитию припортовых железнодорожных путей.
Вдумайтесь в такие цифры: только электрификация одного километра пути обходится в 2,1млн. грн. Основной вопрос — кто за это будет платить: государство или частный инвестор?

Кроме этого, большинство портов в Украине расположены в зонах массовой городской застройки, и расширить дорожную инфраструктуру можно только посредством сноса зданий и сооружений, а также переселения живущих
там людей. Для этого нужны колоссальные инвестиции (речь может идти о миллиардах долларов) и, наверняка, общая государственная программа по разрешению описанных выше проблемных вопросов.
Проблемным вопросом так же стоит поиск новых, возможных участков для строительства морских зерноперевалочных комплексов. В первую очередь – высокий дефицит подходящих земельных участков в причерноморской зоне.
Дело в том, что сложности в пропускной способности железных дорог не уменьшают другие проблемы – отвод новых ЖД веток к планируемым терминалам. Яркий тому пример – не имеющий развитие порт «Очаков», который при всех имеющихся перспективах и инвестиционной привлекательности (глубина незамерзающей акватории, автодороги, инфраструктура), имеет один существенный недостаток – необходимость строительства 65 км. железнодорожного полотна от ближайшей станции. Пока ни один инвестор не решился реализовать данный проект.
Если государственные порты предлагают свои территории под застройку элеваторами, то многие скрытые участки принадлежат частным компаниям и их целевое назначение трудно предугадать (зерновые или наливные грузы, руда, контейнерное накопление…).

Нашей компанией уже накоплена достаточно большая база наиболее перспективных участков для строительства морских зерновых комплексов. Кроме того, создана специальная группа, которая ведет постоянный мониторинг на рынке земельных и ценовых предложений.
Само по себе строительство зернового терминала — достаточно трудоемкий процесс. Плюс инвестор сталкивается с бюрократией и другими подобными нюансами, связанными с большим бизнесом…
К сказанному добавим, что в Украине существует сильная проблема нехватки зерновых вагонов. Думаю, что это на себе уже ощутил каждый зерновой припортовый терминал и зернотрейдер.

По ориентировочным расчетам, одновременно в имеющихся вагонах-зерновозах, принадлежащим «Укрзализныце» и частным компаниям, может находиться около 800 тыс.тонн зерна. И этого не достаточно. Каждый крупный зернотрейдер контрактует судно под загрузку исходя из временных рамок и наиболее выгодной стоимости зерна на момент его закупки. Так вот именно нехватка вагонов-зерновозов и приводит к тому, что, даже закупив достаточное количество зерна на заготовительных элеваторах Украины, трейдер не может в краткий срок доставить все его количество на портовый терминал для формирования отгрузочной партии. И, естественно, вместо погрузки большего количества судов-зерновозов в самый выгодный период времени, грузится минимальное их количество. Что ведет к недополученной прибыли.

Группа компаний «Зерновая столица»

Одним из ключевых направлений деятельность ГП «Зерновая Столица», является проектирование и строительство «Под ключ» как заготовительных элеваторов, так и зерноперевалочных морских терминалов.
Группа профессионалов своего дела (технологи, логисты, экономисты, строители) начинают работу с потенциальным инвестором строительства зернового терминала еще на этапе подбора наиболее перспективной площадки. Изучается и анализируется инфраструктура, конкурентное поле, в предпроектных решениях на стадии ТЭО полностью вычисляется объем необходимых инвестиций и предполагаемые сроки окупаемости.

Морской зерноперевалочный терминал «Бруклин-Киев»

Ярким примером тому служит строящийся нашей компанией в Одесском порту терминал ООО «Бруклин-Киев» проектной мощностью перевалки 4,5 млн т./год, способного единовременно хранить 240 тыс. т зерна.
Уже введена в эксплуатацию первая очередь, позволяющая обеспечивать перевалку 0,5 млн т грузов/год.

Место строительства зернового терминала выбрано с учётом большего количества экономических и логистических критериев. В следствии, у данной площадки есть ряд преимуществ перед другими
потенциально-интересными местами, хотя их осталось не так много. Не вдаваясь в подробности анализа и перечня расчетных коэффициентов место было подобрано с учетом:

  • во-первых, того, что Одесса исторически, вот уже более двухсот лет, является зерновыми воротами страны.
  • Во-вторых, месторасположение площадки зернового терминала ООО «Бруклин-Киев» позволяет использовать уникальную новую транспортную эстакаду, которая ведет из-за города – в центр порта.
    Зерновозы абсолютно не мешают движению городского транспорта и не создают заторов на дорогах, что часто случается в других портовых городах. Немаловажна и высокая пропускная способность железнодорожного
    транспорта.
  • В-третьих, большое преимущество – это закрытая акватория порта, которая позволяет принимать и отпускать суда 10-11 месяцев в году. Форма гавани не позволяет ветрам продувать ее территорию и причалы,
    а также создает условия для незамерзания воды.
  • В-четвертых, глубина дна у погрузочного причала на сегодняшний день, составляет 12 м., что позволяет принимать суда водоизмещением до 60 тыс.т. но, с поправкой на то, что уже ведутся работы
    по дноуглублению, и в ближайшее время глубина достигнет 13,5-14 м., что позволит принимать суда водоизмещением до 90 тыс.т.

При проектировании применены и реализованы в жизнь лучшие мировые технологии приемки, транспортировки и хранения зерна. На сегодняшний день это самый прогрессивный зерновой терминал на черноморском
побережье Украины.

Это что касается нового строительства.

Конкуренция на рынке. Транспортные системы.

Руководители существующих зерновых терминалов уже планируют ряд мероприятий, связанных с привлечением потенциальных зернотрейдеров и ставидоров. Такие способы как дноуглубление и расширение ЖД ветки уже
приводят к тому, что терминалы смогут принимать и отгружать большие партии зерновых. Но очень важным фактором, помогающим это осуществить, так же является модернизация существующих транспортных систем.
Применяемые при строительстве 5-10 лет назад транспортные механизмы уже не соответствуют сегодняшним потребностям в производительности. Транспортная система до 500 т/ч способна в годовом эквиваленте
обеспечить перевалку 1,5-2 млн. тонн груза. В то время как современные терминалы претендуют на объем перевалки 4-5 млн. тонн, очевидно применение транспортных механизмов, производительностью 1200 – 1500 т/ч.

Конкуренция элеватора определяется так же предложенной ценой на его услуги. Лучшую цену может предложить то предприятие, у которого ниже себестоимость услуг.

При расчете логистики зерна на терминале мы отталкиваемся от первоначальной цели: какой объем зерновых за год заказчик хотел бы перевалить?! Исходя из этого рассчитывается:

  • объем дноуглубительных работ;
  • производительность судопогрузочной машины (1200 – 1500 т/ч);
  • производительность транспортных загрузочных и выгрузочных маршрутов (1200 – 1500 т/ч);
  • высокая пропускная способность стаций разгрузки автомобилей и станций разгрузки вагонов (300-450 вагонов/сутки).

Узел стафировки

Интересным решением для собственника бизнеса будет наша разработка по станции стафировки контейнеров.Это уникальная возможность осуществлять перевалку грузов еще на этапе строительства терминала и
получать прибыль в короткие сроки. Как показывает практика, при грамотном подходе, этот узел способен обеспечить до 60% перегрузочной способности самого терминала, до момента запуска на полную
производительность.

При грамотном планировании работы, один стафировочный узел способен обработать до 5 тыс.тонн зерна в сутки.
Реалии сегодняшнего дня показывают, что ввиду дефицита ЖД вагонов, в ближайшее время следует ожидать появление новых авто-зерновозов, способных перемещать до 70 т. зерна.

Мы готовы предложить решения по уникальным высокопроизводительным авторазгрузчикам собственного производства.

Наша компания накопила бесценный аналитический опыт некорректных проектных решений примененных другими проектными организациями, которые приводили к срыву сроков сдачи объекта на 1,5-2 года.
Наши проекты исключают подобные ошибки.

Технологами ГП «Зерновая Столица» при проектировании новых объектов или реконструкции существующих основной акцент ставится на энергоэффективность, минимизацию % боя зерна и экологическую безопасность.

Табл.1 -Удельные расходы электроэнергии кВт*ч/т

Качество зерна. Минимизация боя зерна

Немаловажным вопросом является предупреждение потерь качества за счет травмирования, которое снижает технологические свойства зерна. Особенно актуальным вопрос боя зерна является для кукурузы и риса.

Снижения прироста битых зерен в зерновой массе можно достичь при комплексном подходе в решении вопросов:

  • сушки зерна с оптимальной интенсивностью (не более 5% за один проход);
  • сокращения длин транспортных маршрутов;
  • применения технических средств снижающих скорость соударения зерна и рабочих органов транспортных устройств:

    — гасители скорости движения зерна в самотеках и силосах;

    — пониженные скорости движения: лент, цепей, ковшей,

    — оптимальная геометрия загрузочных и разгрузочных элементов: патрубков норий, насыпных лотков, сбрасывающих коробок конвейеров.;

Кроме потерь в виде боя, актуальным вопросом является также обеспечения стабильного качества зерна в процессе его хранения.
Применение оптимальных режимов и технических приёмов активного вентилирования позволяет снизить естественную убыль зерна и сохранить его качество при хранении.

Имея в своем активе завод по производству элеваторного оборудования, ГК «Зерновая Столица» успешно реализует самые сложные проекты по увеличению производительности транспортных систем портовых
элеваторов качественно и в короткий срок, при этом гарантируя бережное и щадящее перемещение продукта. За годы работы, нашими надежными партнерами в поставках оборудования стали такие компании
как «Укркранэнерго», Westeel, Symaga, Bonfanti.

Комплексы решений не оставляют без внимания вопросы по обеспыливанию оборудования по современным мировым технологиям, а, так же, управление всеми системами элеватора программами АСУТП
(сокращение работающего персонала 150-50 человек).

Департамент сервисного обслуживания ГК «Зерновая Столица» в течение нескольких последних лет успешно предоставляет свои услуги терминалам Одессы и Илиьчевска.
Круглосуточное обслуживание всех систем и механизмов гарантирует бесперебойную работу комплекса в самое ответственное время приемки – отгрузки груза.

Мы будем рады предложить Вам наш опыт и знания при реализации эффективных проектов или модернизации как существующих предприятий так и при строительстве новых объектов зерновой индустрии!

Автор статьи: Руководитель коммерческого департамента ГК «Зерновая столица»- Галич Виталий