Опыт проектирования портовых зерновых терминалов

dosvid-proyektuvannya-portovih-zernovih-terminaliv

Опыт проектирования портовых зерновых терминалов. Основные аспекты при строительстве и эксплуатации.

Основные морские терминалы

Украина обладает самым мощным портовым потенциалом среди всех стран Черноморского региона. На побережье Черного и Азовского морей расположено 13 морских торговых портов (Ренийский, Измаильский, Усть-Дунайский, Белгород-Днестровский, Ильичевский, Одесский, Южный, Николаевский, Октябрьский, Херсонский, Скадовский, Бердянский, Мариупольский) и 12 портопунктов.

Конкурентне середовище

Общей перевалочной мощности зерновых терминалов в Украине пока достаточно для запланированного экспорта. По нашим оценкам, она составляет около 55 млн тонн, при экспорте - 30 млн тонн. Учитывая темпы роста валового сбора зерна в Украине, в ближайшие годы урожай может достичь 80 млн тонн в год, а экспорт - до 60 млн тонн. Что касается перевалочных мощностей, то они, по нашему мнению, вырастут до 65-70 млн тонн. Для полного насыщения перевалочными терминалами понадобится 2-3 года.

Уже сегодня действующие зерновые терминалы занимаются модернизацией мощностей элеваторов для увеличения производительности приемки, транспортировки и загрузки зерна на суда. Прогнозы нашей компании оправдались, и мы уже наблюдаем конкуренцию между терминалами. В лучшем положении те, кто может за короткое время принять большее количество зерна с железнодорожного и автотранспорта, а также загрузить больше судов. Очевидно, что основной зерновой грузопоток будет направлен в глубоководные терминалы, где железнодорожная и автотранспортная логистика будет работать эффективно.

block-image

"Узкие места" портовых терминалов

Если экспорт через морские порты Украины вырастет, главная проблема возникнет не в емкостях для хранения зерна в портах, а в подъездных дорогах. Основная проблема - узкие и перегруженные дороги на въездах в порты, создающие эффект "бутылочного горлышка". Необходимо локализовать эти узкие места и увеличить их пропускную способность.

Требуется расширение автомобильных дорог в зоне портов с созданием стоянок и увеличение количества железнодорожных веток к портовым зерновым терминалам. Решение этой проблемы зависит от внутриэкономической ситуации в стране. Как отмечалось ранее, украинские порты страдают из-за недостаточной пропускной способности железнодорожной сети.

На подходах к морским гаваням не все участки электрифицированы, поэтому грузовым поездам приходится переходить с электротяги на тепловую. Кроме того, на некоторых направлениях необходимо строительство дополнительных путей, поскольку имеющиеся не позволяют пропускать необходимое количество товарных составов. Мощность припортовых станций также ограничена, что не всегда позволяет обрабатывать нужное количество вагонов в установленные сроки.

Сколько потратят на эти цели в Украине, пока неизвестно, однако "Укрзализныця" уже определила участки, которые нуждаются в модернизации. Речь идет об электрификации и строительстве дополнительных путей на маршрутах Волноваха-Камыш-Заря-Запорожье, а также Долинская-Николаев-Херсон-Джанкой, Черноморская-Береговая, Колосовка-Николаев.

Некоторые частные портовые операторы также заявили о планах развития припортовых железнодорожных путей. Например, электрификация одного километра пути обходится в 2,1 млн грн. Главный вопрос - кто за это будет платить: государство или частный инвестор? Большинство портов в Украине расположены в зонах массовой городской застройки, и расширить дорожную инфраструктуру можно только через снос зданий и переселение людей, что требует значительных инвестиций и общегосударственной программы.

Существует также проблема поиска новых участков для строительства морских зерноперевалочных комплексов, в частности из-за дефицита соответствующих земельных участков в причерноморской зоне.

Проблемы с пропускной способностью железных дорог не уменьшают трудностей отвода новых железнодорожных веток к планируемым терминалам. Например, порт "Очаков" не развивается из-за необходимости строительства 65 км железнодорожного полотна от ближайшей станции, что сдерживает инвесторов.

block-image
block-image

Группа компаний "Grain Capital"

Одним из ключевых направлений деятельности ГК "Grain Capital" является проектирование и строительство "под ключ " как заготовительных элеваторов, так и зерноперевалочных морских терминалов. Группа профессионалов (технологи, логисты, экономисты, строители) начинает работу с потенциальным инвестором еще на этапе выбора наиболее перспективной площадки. Исследуется и анализируется инфраструктура, конкурентная среда, а в предпроектных решениях на стадии ТЭО рассчитываются объемы необходимых инвестиций и предполагаемые сроки окупаемости.

Морской зерноперевалочный терминал "Бруклин-Киев"

Ярким примером успешного проекта является терминал ООО "Бруклин-Киев", построенный компанией в Одесском порту. Проектная мощность перевалки терминала составляет 4,5 млн тонн в год, с возможностью одновременного хранения 240 тыс. тонн зерна. Сейчас уже введена в эксплуатацию первая очередь, что позволяет обеспечивать перевалку 0,5 млн тонн грузов в год.

Место строительства зернового терминала было выбрано с учетом многочисленных экономических и логистических критериев. В результате эта площадка имеет ряд преимуществ перед другими потенциально интересными локациями, которых, кстати, осталось немного. Место было подобрано с учетом таких факторов:

Во-первых, Одесса исторически, на протяжении более двухсот лет, является зерновыми воротами страны.

Во-вторых, расположение площадки терминала ООО "Бруклин-Киев" позволяет использовать уникальную новую транспортную эстакаду, ведущую из-за города прямо в центр порта. Зерновозы не мешают городскому трафику и не создают заторов на дорогах, что часто случается в других портовых городах. Немаловажным является и высокая пропускная способность железнодорожного транспорта.

В-третьих, значительным преимуществом является закрытая акватория порта, которая позволяет принимать и отправлять суда в течение 10-11 месяцев в году. Форма гавани не позволяет ветрам продувать ее территорию и причалы, а также создает условия для незамерзания воды.

В-четвертых, глубина дна у загрузочного причала сейчас составляет 12 метров, что позволяет принимать суда водоизмещением до 60 тыс. тонн. Однако, с учетом проведенных работ по дноуглублению, в ближайшее время глубина достигнет 13,5-14 метров, что позволит принимать суда водоизмещением до 90 тыс. тонн.

При проектировании терминала были применены и внедрены лучшие мировые технологии приема, транспортировки и хранения зерна. На сегодняшний день это самый прогрессивный зерновой терминал на черноморском побережье Украины.

block-image
block-image

Конкуренция на рынке. Транспортные системы.

Руководители существующих зерновых терминалов уже планируют ряд мероприятий, направленных на привлечение потенциальных зернотрейдеров и стивидоров. Такие меры, как дноуглубление и расширение железнодорожных веток, уже приводят к тому, что терминалы могут принимать и отправлять более крупные партии зерна. Однако важным фактором, способствующим этому, является также модернизация существующих транспортных систем. Транспортные механизмы, использованные при строительстве 5-10 лет назад, уже не соответствуют современным требованиям к производительности. Транспортная система мощностью до 500 т/ч способна обеспечить перевалку 1,5-2 млн тонн грузов в год. В то время, как современные терминалы ориентированы на объем перевалки 4-5 млн тонн, что требует использования транспортных механизмов с производительностью 1200-1500 т/ч.

Конкурентоспособность элеватора также определяется предложенной ценой на его услуги. Наилучшую цену может предложить то предприятие, у которого ниже себестоимость услуг. При расчете логистики зерна на терминале мы исходим из изначальной цели: какой объем зерновых в год заказчик планирует перевалить? Исходя из этого, рассчитываются:

Объем дноуглубительных работ:

  • Производительность судопогрузочной машины (1200-1500 т/ч);
  • Производительность транспортных загрузочных и разгрузочных маршрутов (1200-1500 т/ч);
  • Высокая пропускная способность станций разгрузки автомобилей и вагонов (300-450 вагонов в сутки).
block-image
block-image

Стафировочный узел для стафировки контейнеров

Интересным предложением для владельца бизнеса станет наша разработка станции стафировки контейнеров. Это уникальная возможность осуществлять перевалку грузов еще на этапе строительства терминала и получать прибыль в короткие сроки. Как показывает практика, при грамотном подходе этот узел способен обеспечить до 60% перегрузочной способности самого терминала к моменту выхода на полную мощность.

При правильном планировании работы один стафировочный узел способен обработать до 5 тыс. тонн зерна в сутки. Реалии сегодняшнего дня показывают, что из-за дефицита железнодорожных вагонов в ближайшее время можно ожидать появление новых авто-зерновозов, способных перевозить до 70 т зерна.

Мы готовы предложить решение по уникальным высокопроизводительным авто-разгрузчикам собственного производства. Наша компания накопила бесценный опыт исправления некорректных проектных решений, принятых другими проектными организациями, что приводило к срыву сроков сдачи объектов на 1,5-2 года. Наши проекты исключают такие ошибки.

При проектировании новых объектов или реконструкции существующих специалисты ГК "Grain Capital" основное внимание уделяют энергоэффективности, минимизации % боя зерна и экологической безопасности.

block-image
block-image

Качество зерна. Минимизация боя зерна

Важным вопросом является предотвращение потерь качества из-за повреждений, что снижает технологические свойства зерна. Особенно актуальным является вопрос боя зерна для кукурузы и риса.

Снижение прироста битых зерен в зерновой массе можно достичь комплексным подходом к решению следующих вопросов:

  • Сушка зерна с оптимальной интенсивностью (не более 5% за один проход);
  • Сокращение длины транспортных маршрутов;
  • Применение технических средств, снижающих скорость ударов зерна и рабочих органов транспортных устройств: гасители скорости движения зерна в самотеках и силосах; сниженные скорости движения лент, цепей, ковшей; оптимальная геометрия загрузочных и разгрузочных элементов: патрубков норий, засыпных лотков, сбрасывающих коробок конвейеров.

Кроме потерь в виде боя, актуальным является также обеспечение стабильного качества зерна во время его хранения. Использование оптимальных режимов и технических приемов активного вентилирования позволяет снизить естественную потерю зерна и сохранить его качество.

Имея собственный завод по производству элеваторного оборудования, ГК "Grain Capital" успешно реализует самые сложные проекты по повышению производительности транспортных систем портовых элеваторов качественно и в короткие сроки, гарантируя при этом бережное и щадящее перемещение продукта. За годы работы нашими надежными партнерами в поставке оборудования стали такие компании, как "Укркранэнерго", Westeel, Symaga, Bonfanti.

Комплексные решения учитывают современные мировые технологии обеспыливания оборудования, а также управление всеми системами элеватора с помощью программ АСУТП (сокращение количества работающего персонала со 150 до 50 человек). Департамент сервисного обслуживания ГК "Grain Capital" на протяжении последних лет успешно предоставляет свои услуги терминалам Одессы и Ильичевска.

Круглосуточное обслуживание всех систем и механизмов гарантирует бесперебойную работу комплекса в самое ответственное время приемки - отгрузки груза. Мы рады будем предложить вам наш опыт и знания при реализации эффективных проектов или модернизации как существующих предприятий, так и при строительстве новых объектов зерновой индустрии!

Автор статьи: Коммерческий директор "Grain Capital" - Виталий Галич.

block-image
block-image
block-image

Возникли вопросы?

Ваш запрос отправлен
Наш менеджер скоро свяжется с Вами для уточнения деталей. Спасибо, что обратились к нам!
success success